Немного истории  (Прочитано 3459 раз)

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1323
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Немного истории
« : 08 Марта 2010, 01:28:57 »
 Чтобы понять откуда появились современные ракетные и торпедные катера - немного заглянем в историю:
Авторство -    katernik
Немного истории

ЭВАЛЮЦИЯ - РАЗВИТИЕ МАЛОГО ФЛОТА РОССИИ

26 июля 1714 года у мыса Гангут (Балтика) шведская эскадра из 10 линкоров и фрегатов была атакована сотней русских галер, на…

…которых сидели добрых две дивизии пехоты (15 тысяч бойцов). При всем превосходстве в артиллерии, противостоять налету орды юрких суденышек, которые просто заполонили фьорд, шведы не смогли. Эта была не просто первая крупная виктория молодой Российской империи - это была первая победа русского «москитного флота».

Но этот термин появился только спустя два столетия - во время Первой мировой войны. За это время абордажные схватки окончательно ушли в прошлое, а победу обеспечивала огневая мощь и скорость.
Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал, за год до начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов предложил применить против кораблей турецкого флота минные катера. Их перевозили на быстроходных пароходах, а при подходе к противнику спускали на воду. Сначала катера вооружали шестовыми минами, а затем, по совету С. О. Макарова, стали использовать самодвижущиеся мины-торпеды.

14 января 1878 года ночью минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами, под командованием С. О. Макарова атаковали турецкий военный пароход «Интибах», стоявший на батумском рейде, и потопили его. В истории военно-морского флота это первое боевое применение торпеды (мины Уайтхеда). Тем самым было положено начало развитию торпедных катеров как самостоятельного класса боевых кораблей. В годы первой мировой войны применялось уже несколько разновидностей представителей будущего «москитного флота». Однако по-настоящему совершенные конструкции были спущены на воду только в тридцатые годы, когда появились высокооборотные легкие авиационные двигатели большой мощности.

После нескольких крупных сражений, линейные и крейсерские эскадры воюющих стран начали больше простаивать в защищенных гаванях – ими предпочитали не рисковать. Инициатива все больше переходила к небольшим, а главное – дешевым эсминцам, подводным лодкам и катерам. Гибель которых обходилась военным бюджетам не столь накладно, но зато один торпедный катер мог пустить на дно целый крейсер.

Что и случилось, к примеру, 16 июня 1919 года, когда пятитонный английский катер, вооруженный одной-единственной торпедой, удачно запустил ее прямо в борт революционного крейсера «Олег». Спустя месяц, во время атаки английских торпедных катеров на Кронштадт, погиб крейсер «Память Азова» и получил серьезные повреждения линкор «Андрей Первозванный».

Катера (торпедные, сторожевые и пр.) действовали часто большими группами, а «кусались» весьма больно – за что и получили название «москитного флота». Они эффективно защищали собственные прибрежные воды и порты и атаковали соседские. В годы Второй мировой катера активно использовали все ведущие морские державы: США, Британия, Япония, Германия, СССР. Даже появление морской авиации не отправило их в отставку.
. Первые быстроходные катера появились на Черноморском флоте в 1916 г. которые царское правительство закупило у США специально для борьбы с немецкими подводными лодками в количестве 32 едениц. Тактико-технические данные истр*бителей построенных фирмой «Гринпорт» С-40 («Шоссер») были следующие: корпус катера был деревянный, водоизмещение 36 т., три мотора марки «Вамблерки» по 150 л.с. или марки «Стерлинга» по 200 л.с. обеспечивали скорость хода 27-28 узлов, вооружение:- две пушки 47 и 37 мм. с боеприпасом по 50 снарядов на ствол, два пулемёта 4 винтовки и 4 револьвера. Экипаж катера состоял из 8 человек: командир-унтер-офицер, рулевой, 2 комендора, 4 моториста, радиус действия 300 миль.
В 1919 г. на Чёрном море появились английские торпедные катера «Тринскорфт» захваченные на Каспийском море в порту Энзели
Их ТТД: водоизмещение -5 т. Один бензомотор мщностью 250 л.с. скорость хода 37-45 узлов, экипаж 3-4 чел., вооружение один кормовой желобный 450 мм. ТА, 2 ручных пулемёта 7,62 мм.

Свой «москитный флот» Советская Россия начала создавать практически с нуля. После революции у Советской власти осталось 11 катеров-истр*бителей с укомплектованными экипажами. Одной из первых операций, в которой они приняли участие, было затопление 18 июня 1918 г. в Новороссийской бухте кораблей Черноморской эскадры, чтобы они не стали трофеями немцев. Затем катера были погружены на железнодорожные платформы и направлены на Волгу - в Царицын. Здесь они вели бои с белой гвардией. 20 августа 1919 г. истр*бители провели смелую и успешную операцию по разгрому в г. Камышине опорного пункта врага. С тех пор 20 августа 1919 г. считается днем рождения советских катерников.
Было очевидно, что интересы безопасности страны требуют принятия мер по созданию как отечественных торпедных катеров, так и заводов по их серийному выпуску. В 1921 г. было организовано Остехбюро, специализировавшееся по разработке морского оружия, в том числе - торпед и мин. В феврале 1923 г. Главмортехупр предложило Комиссии по металлическому самолетостроению при ЦАГИ , председателем которой был А. Н. Туполев, начать разработку и строительство четырехместного двухмоторного торпедного катера. Таким образом, предложение-приказ обязывал Туполева взяться за эту работу и довести ее до конца. Выбор Главмортехупр пал на Андрея Николаевича не случайно. Было известно, что им уже построен и успешно испытан глиссер ГАНТ-1 и разработан цельнометаллический глиссер ГАНТ-2.

Первым советским торпедным катером стал ГАНТ-3, (Г-3, «АНТ-3», П-4, «Первенец») 9 февраля 1923 г, ЦАГИ получает задание на постройку первого отечественного торпедного катера. И ложится эта работа на плечи Туполева и его коллектива. Морское ведомство, не имевшее опыта строительства таких судов, не могло сразу предъявить четких требований ни к обводам катера, ни к его компоновке и оборудованию. ЦАГИ вообще впервые столкнулся, хотя и с маленьким, но все же морским кораблем. В феврале 1925 г. Наморси сообщил ЦАГИ тактико-технические требования, предъявляемые к катеру, Одно из главных состояло в том, чтобы скорость проектируемого катера превышала скорость трофейных, имевшихся в распоряжении ВМФ. В марте 1927 г. катер, получивший название "Первенец", был отправлен на созданный к этому времени под Севастополем гидродром. Вместе с катером отправился и формуляр, из которого можно было узнать, что: "...Название корабля..... ЦАГИ АНТ-3 Тип корабля ........ торпедный катер (глиссер) Ранг ............. III Заложен........... Москва, 1925 г Спущен на воду....... 14.03.1927..." И далее: "... особенности корпуса корабля: 1. Редан. 2. Стабилизитор, позволяющий на ходу менять угол атаки днищи в некоторых пределах. 3. Двойной руль. 4. Кингстон, отсасывающий воду..."
Кроме того, катер был оснащен ночным прицелом, приемо-передающей радиостанцией. Были предусмотрены приспособления, позволяющие осуществлять погрузку катера с помощью стрелы на палубу корабля. Интересно отметить, что в технических условиях оговаривался пункт о том, что корпус катера должен выдерживать соленость морской воды, соответствующую Средиземному морю.
В июле 1927 г. закончились испытания, а 12 августа того же года первый советский торпедный катер "Первенец" поступил в дивизион сторожевых и торпедных катеров Черноморского флота. Отзывы приемной комиссии ВМФ были положительными. Но все же были отмечены три серьезных недостатка: коррозия кольчугалюминия, заливание рубки, плохое качество покрытия краской. Если два последних не вызывали беспокойства, то первый требовал оперативного развертывания большой научно-исследовательской работы.
.

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1323
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Немного истории
« #1 : 08 Марта 2010, 01:30:58 »
Торпедный катер АНТ-3 «Первенец»

Началась эра Советского кораблестроения, малых катеров торпедоносцев Его ТТД: водоизмещение 8,9 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., два винта,
Скорость полного хода 54 узла, дальностьплавания -340 миль, экипаж -3 чел. Вооружение -450 мм. Желобный ТА,- 2 ручных пулемёта -7,62 мм. 2-мины. Катер послужил праобразом последующей серии торпедных катеров создаваемых по разработанным проектам А.Н.Туполева. Г-4, «ГАНТ-4» АНТ-4, «Туполев» построенный в 1927 г. (на флоте они получили наименование «Ш-4») с увеличенным водоихмещением до 9,8 т. Имеющим на вооружении 2 - 450 мм. Желобных ТА скорость полного хода за счёт увеличения водоизмещения и установки второго ТА снизилась до 50 узлов.



Торпедные катера «Ш-4» 30-е годы

Торпедный катер «Ш-4» «Шарпи» что означало- остроскулый был заложен в декабре 1927 г на Ленинградском заводе А.Марти под реководством инженера В.В.Разумова 30 катеров этой серии в 1932-1933 г. были перевезены на Дальний Восток и образовали первые боевые соеденения из катеров Советской постройки на Тхоокеанском флоте. Основные ТТД: - водоизмещение -10 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., скороть полного хода 50.5 узлов, дальность плавания-300 миль, экипаж -5 чел., вооружение 2-450 мм. желобных ТА 1-7.62 мм. Пулемёт, 2-мины.Интересной особенностью катеров этого проекта была разработка серии «катеров волнового управления» в которых использовался метод управления маневрами катера по радио и как следствие вывод катеров в атаку на противника без экипажа. Разработку вело ОСТЕХБЮРО руководимое В.И.Бекаури. 5 августа 1932 г. Постановлением Реввоенсовета были сформированы два отряда из серийных катеров «Ш-4» с включением в них самолётов наведения «МБР-2» с аппаратурой ЦЛПС (Центральной лабараторией проводной связи) Катера «ВУ» применялись в годы Великой Отечественной войны без существенного боевого успеха. Но опыт волнового управления катеров был востребован для обеспечения Боевой подготовки флота в последующие годы для выполнения артиллерийских и ракетных стрельб с применением катеров-целей , катеров –мишений и катеров водителей мишений проектов «183» и «206»
18 июня 1928 г. в ЦАГИ было получено письмо начальника Мортехупра. В нем сообщалось о том, что Техупр УВМС будет "... в порядке дальней шей эволюции глиссера ежегодно давать ЦАГИ задание на проектирование и постройку военно-морских конструкций и в частности в 1928 - 1929 гг. ЦАГИ должен построить третий катер". Далее в письме предлагалось выполнить проект катера в двух вариантах: под две 533-мм торпеды и под три 450-мм торпеды. Предполагалось третью торпеду разместить посередине корпуса над двумя торпедными лотками. Текст письма не оставляет сомнения в том, что руководство ВМС признает ЦАГИ, а точнее АГОС , руководимый А. Н. Туполевым, лидером строительства отечественного москитного флота.

Наиболее удачной массовой серией Туполевской разработки был торпедный катер «Г-5» построенный в марте 1933 г. на базе опытного катера «АНТ-5» («ГАНТ-5») с итальянскими моторами «Изотто-Фраскини» мощностью по 1000 л.с. развивавший полный ход 65,3 узла.
23 января 1934 г. Комиссия, назначенная Начальником ВМС РККА, составила предварительный акт приемки катера № 140. В акте отмечалось, что:
"...1. Максимальная скорость при полной боевой нагрузке на исправленных винтах ЦАГИ - 51,4 узла.
2. Корпус на ходу не имеет вибраций и устойчив по курсу. 3. Инерция катера, после уменьшения газа до малого, значительно меньше, чем у опытного с моторами АSSО.
Считать ходовые испытания... выполненными удовлетворительно и катер передать для дальнейших испытаний...".
. Больше всего приходилось заниматься усилением отдельных мест корпуса и улучшением винтов. Эти работы проводились с участием ЦАГИ. В дальнейшем Г-5 строились серийно на ряде судостроительных заводов. Было несколько модификаций катера, отличавшихся друг от друга водоизмещением, мощностью двигательных установок, вооружением. В зависимости от этого скорость колебалась от 48 до 59,8 узлов. Катера вооружались, помимо торпед, пулеметом калибра 7,62 мм (на головном катере стояли 2 пулемета), аппаратурой для постановки дымовых завес, а в противолодочном варианте - глубинными бомбами. Торпеды имели значительно большую скорость и дальность хода, нежели прежние. Кроме того, они несли в три раза больше взрывчатого вещества.

На Ленинградском заводе им. А.Марти под руководством инженера В.М. Бурлакова началось строительсво серии катеров «Г-5», всего было построено 150 едениц. Основным достоинством катера считалась высока скорость и маневренность, наряду с рядом серьёзных недостатков, малая мореходность, высокая пожароопасность, коррозийность дюралевого корпуса, сильная вибрация и высокие угловые нагрузки



Торпедный катер Г-5 в дозоре

Модель торпедного катера «Г-5»

ТТД торпедного катера «Г-5»: - водоизмещение 17,8 т.,- два бензомотора «ГАМ-34» по 1000 л.с.(первые отечественные),- два винта, -скорость полного хода-52 узла,-дальность плавания-230 миль, численность экипажа-6 чел, -вооружение -2-533 мм. желобных ТА, -1-2-7,62 мм. пулемёта.
Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника.
Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат.
В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой.
Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже собран.
В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г.
Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием.



максимальную скорость в 30 узлов.
СМ-4 имел торпедные аппараты бортового сбрасывания и нес две 533-мм торпеды и 10 малых глубинных бомб. Его стрелковое вооружение состояло из трех крупнокалиберных пулеметов ДШК.
В августе 41-го СМ-4 был включен в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 г. с него сняли торпедные аппараты и использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. В августе 1943 г. СМ-4 вновь стал торпедоносцем.
Г-9. Торпедный катер Г-9 задумывался заказчиком как улучшенная модификация Г-8. В конструкцию внесли некоторые изменения, заменив поперечный набор каркаса продольным. На катере предполагалось установить бугельные торпедные аппараты, новые для туполевских конструкций. Основной недостаток катеров с желобными торпедными аппаратами состоял в том, что при атаке они должны были развивать скорость не менее 18 узлов, с тем, чтобы своевременно отклониться от курса догоняющих их торпед.
Бугельные аппараты позволяли сбрасывать торпеды вдоль бортов, вне зависимости от скорости его хода, что исключало возможность подрыва катера на собственных торпедах.
В 1937 г. приступили к разработке эскизного проекта, который предусматривал установку на катере четырех моторов ГАМ-34 по 1250 л. с. Г-9 предполагалось вооружить двумя 533-мм торпедами и тремя пушками ШВАК. В перегрузочном варианте он должен был брать 10 малых глубинных бомб.
Помимо расчетных работ ЦАГИ получил задание на протаску моделей в гидроканале. Результаты испытаний позволили спроектировать новые обводы корпуса. Г-9 получил нехарактерный для туполевских глиссеров заостренный форштевень.

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1323
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Немного истории
« #2 : 16 Августа 2010, 11:07:30 »
Тут много материала о создании и совершенствовании торпед.
http://warships.ru/MK/MK-35/Mk-35-1.htm

Оффлайн Вадим

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 58
  • Пол: Мужской
Немного истории
« #3 : 07 Июня 2011, 21:56:42 »
В 90-91 году мрк "Туча" был подготовлен для обозрения августеших персон Малайзии - был проведен полный косметический ремонт всего корабля, в прессе "На страже Заполярья" была заметка об этом, но по консперативным мотивам был озвучен мрк "Тула".