Торпедный катер проекта Д-3  (Прочитано 11043 раз)

Оффлайн Alexander

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 366
  • Пол: Мужской
Торпедный катер проекта Д-3
« : 17 Января 2009, 11:34:18 »

Торпедный катер Д-3

Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: 32.1 т
Наибольшая длина: 21 м
Наибольшая ширина
- по палубе: 3.9 м
- по скуле: 3.7 м
Осадка: 0.8 м
Тип и материал корпуса: деревянный, двух-трехслойный, наружный слой - лиственница, внутренний - сосна
Толщина корпуса: 40 мм
Количество водонепроницаемых отсеков: пять
Тип двигателей/мощность/скорость: ГАМ-34/750 л.с./32 уз. или ГАМ-34ВС/850 л.с./37 уз. или ГАМ-34Ф/1050 л.с./37 уз. или паккард/1200 л.с./48 уз.
Тип топлива: бензин
Дальность плавания: полным ходом - 320-350 миль, на скорости 8 узлов - 500-550 миль
Мореходность наибольшая: до 6 баллов

Вооружение:
- стрелковое: 2 пулемета ДШК калибра 12.7 мм (устанавливались также эрликоны, кольт-брауниниг и другие типы пулеметов)
- торпедное: 2 торпеды калибра 533 мм (выпуск 1939 г, масса 1.8т в том числе тротила 320 кг, дальность хода 21 кабельтов, скорость 51 узел)
- тип торпедных аппаратов: БС-7 бугельные, бортового сбрасывания
- дополнительно: 8 глубинных бомб, аппаратура для постановки дымовой завесы, возможность погрузки десанта
                     
Экипаж: 8-10 человек


Катера типа Д-3 производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие Д-3, а также по ленд-лизу катера союзников.


Катера Д-3 выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров Г-5, хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга. Д-3 обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы чем катера проекта Г-5. Установка торпедных аппаратов бокового сбрасывания позволяла производить торпедный залп на малой скорости и в положении "стоп". На палубе было достаточно места, чтобы разместить взвод десантников, которых иногда насчитывалось 60 (!) человек. Также на торпедных катерах Д-3 было установлено более совершенное навигационное оборудование и улучшены условия для экипажа, предусмотрен обогрев отсеков. Корпус был изготовлен из дерева, при этом он получился легким и достаточно прочным. При небольших повреждениях сосна набухала, тем самым затягивались небольшие пробоины и отверстия. В качестве балласта использовались обыкновенные печные кирпичи. В конце войны на некоторых образцах катеров Д-3 стали устанавливать радиолокаторы. Кстати тут следует заметить, что торпедные катера союзников типа "Воспер" и "Хиггинс" имели радиолокаторы, но на всех поставляемых в СССР образцах они были демонтированы.

Торпедная атака



Живучесть катеров типа Д-3 была очень высокой. В ходе высадки десанта в Лиинахамари, в которой участвовали две группы торпедных катеров Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А.О. Шабалина и капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича, на катере ТК-114, не успевшем отойти от причала, снаряд перебил тяги руля. Но экипажу удалось вывести корабль из-под обстрела, маневрируя с помощью одних только моторов. По прибытии ТК-114 в базу моряки насчитали в его бортах около 200 пробоин. Но самым живучим из советских Д-3 оказался катер ТК-209 старшего лейтенанта А.И. Кисова, атакованный авиацией противника у Кийских островов в мае 1944 г. Уничтожив один из немецких самолетов, ТК-209 возвратился на базу с 320 (!) пробоинами в корпусе.


На катерах Д-3 советские моряки совершили много славных подвигов. В Североморске на площади Мужества на вечной стоянке застыл катер ТКА-12, которым в разные годы командовали лейтенант Химченко Б.Ф., лейтенант Шабалин А.О. - дважды Герой Советского Союза, старший лейтенант Чекрыгин С.Ф., лейтенант Паламарчук Г.М. - Герой Советского Союза, лейтенант Чепелкин Л.П., капитан-лейтенант Шуляковский П.Я.



Оффлайн Carbazol

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 24
  • Пол: Мужской
Торпедный катер проекта Д-3
« #1 : 23 Января 2009, 10:51:01 »
Д-3 производили у нас в Кировской области.

позывной

  • Гость
Торпедный катер проекта Д-3
« #2 : 26 Февраля 2009, 19:35:27 »
Помню , давным давно,  пацанами лазили по кладбищу кораблей в Полярном. Так обидно стало , когда увидел .
что корпус сделан из дерева...А ведь в 70 г их еще использовали в качестве рассыльных

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1320
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Торпедный катер проекта Д-3
« #3 : 26 Февраля 2010, 12:04:30 »


ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР Д-3

Торпедные катера этого типа имели полное водоизмещение 32,1 т, наибольшую длину 21,6 м (длина между перпендикулярами — 21,0 м), наибольшую ширину по палубе 3,9 и по скуле — 3,7 м. Конструктивная осадка составляла 0,8 м. Корпус Д-3 изготовлялся из дерева.

Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли развивать катерам ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. — до 37 узлов, «паккарды» мощностью по 1200 л. с. — 48 узлов.

Дальность плавания полным ходом достигала 320—350 миль, восьмиузловым ходом — 550 миль.

На опытных катерах и серийных Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5 при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов — в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Выстрел торпедами производился с мостика катера воспламенением гальванического запального патрона. Залп дублировался торпедистом с помощью двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате.

Д-3 вооружались двумя 533-мм торпедами образца 1939 г.; масса каждой составляла 1800 кг (заряд тротила — 320 кг), дальность хода при скорости 51 узел — 21 кабельтов (около 4 тыс. м).

Стрелковое вооружение Д-3 состояло из двух пулеметов ДШК калибра 12,7 мм. Правда, в годы войны на катера устанавливали и 20-мм автоматическую пушку «эрликон», и спаренный пулемет «Кольт-браунинг» калибра 12,7 мм, и некоторые другие типы пулеметов.

Корпус катера имел толщину 40 мм. При этом днище было трехслойным, а борт и палуба — двухслойными. На наружный слой шла лиственница, а на внутренний — сосна. Обшивка крепилась медными гвоздями в расчете пяти штук на один квадратный дециметр.

Корпус Д-3 разделялся на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя переборками. В первом отсеке 10—3 шп. располагался форпик, во втором (3—7 шп.) — четырехместный кубрик. Камбуз и выгородка для котла — между 7-м и 9-м шпангоутами, радиокаюта — между 9-м и 11-м.

На катерах типа Д-3 устанавливалось, улучшенное навигационное оборудование по сравнению с тем, что было на Г-5. Палуба Д-3 позволяла брать на борт десантную группу, к тому же по ней можно было передвигаться во время похода, что было невозможно на Г-5.

Условия обитаемости экипажа, состоявшего из 8—10 человек, давали возможность катеру подолгу оперировать вдали от основного места базирования. Был предусмотрен и обогрев жизненно важных отсеков Д-3.

Н. ФЕДОРОВ


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРПЕДНОГО КАТЕРА Д-3

Длина наибольшая, м — 21,6
Ширина наибольшая по палубе, м — 3,9
Высота борта, м — 2,2
Осадка кормой, м — 1,35
Водоизмещение, полное, т — 32,11
Дальность плавания при 8-узловом ходе, миль — 550
Мореходность наибольшая, баллы — 6
Экипаж, чел. — 8—10
Вооружение — два 12,7-м м пулемета ДШК, торпедный аппарат бортового сбрасывания БС-7, две 533-мм торпеды, 8 глубинных бомб, дымовая аппаратура.






Оффлайн Alexander

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 366
  • Пол: Мужской
Торпедный катер проекта Д-3
« #4 : 23 Августа 2012, 10:36:37 »
Модель торпедного катера Д-3 в музее Северного флота в Мурманске