Торпедный катер проекта Г-5  (Прочитано 7276 раз)

Оффлайн Alexander

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 366
  • Пол: Мужской
Торпедный катер проекта Г-5
« : 18 Января 2009, 09:25:11 »

Торпедный катер Г-5

Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: 15 т
Наибольшая длина: 19 м
Наибольшая ширина: 3.3 м
Осадка: 1.2 м
Материал корпуса: кольчугалюминий
Толщина корпуса: 40 мм
Количество водонепроницаемых отсеков: пять
Тип двигателей/мощность/скорость: ГАМ-34/850 л.с./51 уз. полная, 31 уз. крейсерская
Тип топлива: бензин или смесь бензина со спиртом
Дальность плавания: 100-150 миль
Мореходность: 2-3 балла

Вооружение:
- стрелковое: 2 пулёмета ДА калибра 7.62 мм или ДШК
- торпедное: 2 торпеды калибра 533 мм (выпуск 1939 г, масса 1.8т в том числе тротила 320 кг, дальность хода 21 кабельтов, скорость 51 узел)
- тип торпедных аппаратов: кормового сбрасывания
- дополнительно: аппаратура для постановки дымовой завесы, постановка мин
                     
Экипаж: 6-11 человек


Летом 1928 года Центральный Аэрогидродинамический Институт СССР под руководством А.Н. Туполева получил заказ на разработку глиссирующего катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. В связи с тем, что отечественная промышленность не смогла обеспечить заказ двигателями необходимой мощности, были закуплены итальянские двигатели "Изотта-Фраскини", которые и были установлены на опытном образце. Несмотря на то, что состоявшиеся в 1933 году первые испытания нового катера Г-5 (ГАНТ-5), привели всех в восторг (еще бы, скорость опытного образца составляла 65 узлов без вооружения и 58 узлов с полным боекомплектом), на серийных образцах стали устанавливать отечественные форсированные авиационные моторы типа ГАМ-34 мощностью 850 л.с. на базе авиационного двигателя АМ-34 конструкции А.А. Микулина.


К главному достоинству катера Г-5 стоит отнести высокую скорость. В свое время Г-5 считались самыми быстроходными катерами в мире. Но вскоре выяснились и основные недостатки катера. Одним из них являются плохие мореходные качества. Из-за низкого расположения мостика, его постоянно заливало на волне, что очень затрудняло управление катером. Кроме того, поскольку за основу конструкции был взят поплавок гидросамолета, на палубе находится было нельзя, поскольку она представляла собой покатую поверхность. Десантников можно было посадить только гуськом в желоба торпедных аппаратов, поскольку нигде больше не было места. Кроме того в условиях Крайнего Севера постоянно обмерзала надводная часть.


Но одним из самых больших недостатков катеров Г-5 следует считать способ сбрасывания торпед. Он заключался в том, что торпеда сбрасывалась с кормы хвостом назад, после чего у нее сразу включался маршевый двигатель. Минимально возможная скорость катера при выпуске торпед должна была составлять не менее 17 узлов, в противном случае он пострадал бы от своей же торпеды. Поэтому после выстрела катеру следовало сразу же резко отвернуть в сторону, что отрицательно влияло на точность стрельбы.


Поэтому, особенно в условиях севера буквально каждый выход катеров Г-5 в море можно было приравнивать к подвигу. И советские моряки доказали это, совершив немало боевых выходов. Несмотря на все недостатки, катера типа Д-3 и Г-5 при решении боевых задач удачно дополняли друг друга. Торпедные катера Г-5 использовались во вспомогательных операциях вблизи своего берега, а торпедные катера Д-3 решали боевые задачи на значительном удалении от базы.


Оффлайн Alexander

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 366
  • Пол: Мужской
Торпедный катер проекта Г-5
« #1 : 20 Марта 2010, 20:51:08 »
Мустафа: а нет ли у вас современной фотографии этого памятника в Севастополе? В каком он состояниии?



Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1323
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Торпедный катер проекта Г-5
« #2 : 21 Марта 2010, 01:00:31 »
Он по моему на территории БТК, куда нет доступа, но на Сапун - горе тоже есть подобный памятник, а скорее экспонат. Там типа музея вооружений под открытым небом возле диорамы.

Оффлайн Alexander

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 366
  • Пол: Мужской
Торпедный катер проекта Г-5
« #3 : 07 Января 2011, 21:21:13 »
В связи с возмущением правобладателя, фотки удалены.

Жаров; Павел

  • Гость
Торпедный катер проекта Г-5
« #4 : 07 Января 2011, 21:56:26 »
Грамотная реставрация,четко видна аутентичная часть а утраченная- лишь намеком.Все про Венецианской хартии.

Оффлайн Alexander

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 366
  • Пол: Мужской
Торпедный катер проекта Г-5
« #5 : 07 Января 2011, 22:31:04 »
Ватерлинию явно не по осадке нарисовали :)

Жаров; Павел

  • Гость
Торпедный катер проекта Г-5
« #6 : 08 Января 2011, 22:18:41 »
Так ведь ему больше не ходить и не тонуть.

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1323
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Торпедный катер проекта Г-5
« #7 : 10 Января 2011, 21:16:23 »
На фотографиях: "Торпедный катер" — памятник морякам-тихоокеанцам на Красной сопке в городе Петропавловске-Камчатском.

Данный памятник в городе Петропавловске-Камчатском посвящен морякам-десантникам, которые участвовали в Курильской десантной операции в августе 1945 года.

Памятник "Торпедный катер" был открыт 8 мая 1975 года.

На бетонном постаменте в форме волны установлен торпедный катер ТК-456 (проект 123-бис, 1939–1955 годов) — модификация советского предвоенного проекта торпедного катера Г-5, с улучшенной мореходностью и торпедными аппаратами бортового сбрасывания.

Текст на памятной доске: "Священной памяти мужества и героизма моряков-тихоокеанцев в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. От трудящихся города. 8 мая 1975 г.".

Авторы памятника "Торпедный катер" — Ю. А. Зайков, И. А. Нетков, С. В. Кулаков.