Торпедный катер АНТ-3 «Первенец»
Началась эра Советского кораблестроения, малых катеров торпедоносцев Его ТТД: водоизмещение 8,9 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., два винта,
Скорость полного хода 54 узла, дальностьплавания -340 миль, экипаж -3 чел. Вооружение -450 мм. Желобный ТА,- 2 ручных пулемёта -7,62 мм. 2-мины. Катер послужил праобразом последующей серии торпедных катеров создаваемых по разработанным проектам А.Н.Туполева. Г-4, «ГАНТ-4» АНТ-4, «Туполев» построенный в 1927 г. (на флоте они получили наименование «Ш-4») с увеличенным водоихмещением до 9,8 т. Имеющим на вооружении 2 - 450 мм. Желобных ТА скорость полного хода за счёт увеличения водоизмещения и установки второго ТА снизилась до 50 узлов.
Торпедные катера «Ш-4» 30-е годы
Торпедный катер «Ш-4» «Шарпи» что означало- остроскулый был заложен в декабре 1927 г на Ленинградском заводе А.Марти под реководством инженера В.В.Разумова 30 катеров этой серии в 1932-1933 г. были перевезены на Дальний Восток и образовали первые боевые соеденения из катеров Советской постройки на Тхоокеанском флоте. Основные ТТД: - водоизмещение -10 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., скороть полного хода 50.5 узлов, дальность плавания-300 миль, экипаж -5 чел., вооружение 2-450 мм. желобных ТА 1-7.62 мм. Пулемёт, 2-мины.Интересной особенностью катеров этого проекта была разработка серии «катеров волнового управления» в которых использовался метод управления маневрами катера по радио и как следствие вывод катеров в атаку на противника без экипажа. Разработку вело ОСТЕХБЮРО руководимое В.И.Бекаури. 5 августа 1932 г. Постановлением Реввоенсовета были сформированы два отряда из серийных катеров «Ш-4» с включением в них самолётов наведения «МБР-2» с аппаратурой ЦЛПС (Центральной лабараторией проводной связи) Катера «ВУ» применялись в годы Великой Отечественной войны без существенного боевого успеха. Но опыт волнового управления катеров был востребован для обеспечения Боевой подготовки флота в последующие годы для выполнения артиллерийских и ракетных стрельб с применением катеров-целей , катеров –мишений и катеров водителей мишений проектов «183» и «206»
18 июня 1928 г. в ЦАГИ было получено письмо начальника Мортехупра. В нем сообщалось о том, что Техупр УВМС будет "... в порядке дальней шей эволюции глиссера ежегодно давать ЦАГИ задание на проектирование и постройку военно-морских конструкций и в частности в 1928 - 1929 гг. ЦАГИ должен построить третий катер". Далее в письме предлагалось выполнить проект катера в двух вариантах: под две 533-мм торпеды и под три 450-мм торпеды. Предполагалось третью торпеду разместить посередине корпуса над двумя торпедными лотками. Текст письма не оставляет сомнения в том, что руководство ВМС признает ЦАГИ, а точнее АГОС , руководимый А. Н. Туполевым, лидером строительства отечественного москитного флота.
Наиболее удачной массовой серией Туполевской разработки был торпедный катер «Г-5» построенный в марте 1933 г. на базе опытного катера «АНТ-5» («ГАНТ-5») с итальянскими моторами «Изотто-Фраскини» мощностью по 1000 л.с. развивавший полный ход 65,3 узла.
23 января 1934 г. Комиссия, назначенная Начальником ВМС РККА, составила предварительный акт приемки катера № 140. В акте отмечалось, что:
"...1. Максимальная скорость при полной боевой нагрузке на исправленных винтах ЦАГИ - 51,4 узла.
2. Корпус на ходу не имеет вибраций и устойчив по курсу. 3. Инерция катера, после уменьшения газа до малого, значительно меньше, чем у опытного с моторами АSSО.
Считать ходовые испытания... выполненными удовлетворительно и катер передать для дальнейших испытаний...".
. Больше всего приходилось заниматься усилением отдельных мест корпуса и улучшением винтов. Эти работы проводились с участием ЦАГИ. В дальнейшем Г-5 строились серийно на ряде судостроительных заводов. Было несколько модификаций катера, отличавшихся друг от друга водоизмещением, мощностью двигательных установок, вооружением. В зависимости от этого скорость колебалась от 48 до 59,8 узлов. Катера вооружались, помимо торпед, пулеметом калибра 7,62 мм (на головном катере стояли 2 пулемета), аппаратурой для постановки дымовых завес, а в противолодочном варианте - глубинными бомбами. Торпеды имели значительно большую скорость и дальность хода, нежели прежние. Кроме того, они несли в три раза больше взрывчатого вещества.
На Ленинградском заводе им. А.Марти под руководством инженера В.М. Бурлакова началось строительсво серии катеров «Г-5», всего было построено 150 едениц. Основным достоинством катера считалась высока скорость и маневренность, наряду с рядом серьёзных недостатков, малая мореходность, высокая пожароопасность, коррозийность дюралевого корпуса, сильная вибрация и высокие угловые нагрузки
Торпедный катер Г-5 в дозоре
Модель торпедного катера «Г-5»
ТТД торпедного катера «Г-5»: - водоизмещение 17,8 т.,- два бензомотора «ГАМ-34» по 1000 л.с.(первые отечественные),- два винта, -скорость полного хода-52 узла,-дальность плавания-230 миль, численность экипажа-6 чел, -вооружение -2-533 мм. желобных ТА, -1-2-7,62 мм. пулемёта.
Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника.
Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат.
В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой.
Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже собран.
В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г.
Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием.
максимальную скорость в 30 узлов.
СМ-4 имел торпедные аппараты бортового сбрасывания и нес две 533-мм торпеды и 10 малых глубинных бомб. Его стрелковое вооружение состояло из трех крупнокалиберных пулеметов ДШК.
В августе 41-го СМ-4 был включен в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 г. с него сняли торпедные аппараты и использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. В августе 1943 г. СМ-4 вновь стал торпедоносцем.
Г-9. Торпедный катер Г-9 задумывался заказчиком как улучшенная модификация Г-8. В конструкцию внесли некоторые изменения, заменив поперечный набор каркаса продольным. На катере предполагалось установить бугельные торпедные аппараты, новые для туполевских конструкций. Основной недостаток катеров с желобными торпедными аппаратами состоял в том, что при атаке они должны были развивать скорость не менее 18 узлов, с тем, чтобы своевременно отклониться от курса догоняющих их торпед.
Бугельные аппараты позволяли сбрасывать торпеды вдоль бортов, вне зависимости от скорости его хода, что исключало возможность подрыва катера на собственных торпедах.
В 1937 г. приступили к разработке эскизного проекта, который предусматривал установку на катере четырех моторов ГАМ-34 по 1250 л. с. Г-9 предполагалось вооружить двумя 533-мм торпедами и тремя пушками ШВАК. В перегрузочном варианте он должен был брать 10 малых глубинных бомб.
Помимо расчетных работ ЦАГИ получил задание на протаску моделей в гидроканале. Результаты испытаний позволили спроектировать новые обводы корпуса. Г-9 получил нехарактерный для туполевских глиссеров заостренный форштевень.