Ракетный катер проекта 183Тактико-технические характеристики:Водоизмещение:
77 тНаибольшая длина:
25.4 мНаибольшая ширина:
6.2 мВысота борта:
3 мОсадка:
1.2 мМатериал корпуса:
деревоТолщина брони (для рубки и мостика):
7 ммТип двигателей/мощность:
4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК/3500 кВт/4 вала и 4 независимых трехлопастных винтаТип топлива:
соляраДальность плавания/при скорости:
600 миль/33 узла, 1000 миль/14 узловМореходность:
4-5 балловСкорость хода наибольшая:
43 узлаВооружение:- ракетное:
2 крылатые противокорабельные ракеты типа П-15 в ангарах- стрелковое:
1 сдвоенная артиллерийская установка 2М-3 калибра 30 мм- радиолокационное:
РЛС "Рангоут" общего обнаружения, РЛС "Факел" госопознования- дополнительно:
аппаратура управления ракетами ПУС "Клен", оптический визир РМК-453 для целеуказания, усовершенствованное штурманское оборудованиеЭкипаж:
15 человекКлассификация НАТО:
КомарРакетный катер проекта 183-Р отчественной постройки стал первым в мире ракетным катером. Его разработка была осуществлена на базе
торпедного катера проекта 183, на котором вместо зенитной установки сзади и торпедных аппаратов было установлено два ангара для крылатых противокорабельных ракет типа П-15. Предварительно было построено два опытных образца ракетных катеров проекта 183-Э, на которых испытывались новые для того времени технологии применения крылатых ракет по надводным целям. Эти испытания проходили в 1957 году на Черном море и завершились успешно, после чего было принято решение о серийном строительстве
ракетных катеров серии 183-Р. Первый
ракетный катер 183-Р был введен в строй военно-морских сил Советского Союза в 1959 году.
Катера типа 183-Р производились в СССР на двух судостроительных заводах: №5 в Ленинграде и №602 во Владивостоке. Советский Союз был в то время единственной страной, строившей ракетные катера массовыми сериями. Всего за время с 1959 по 1965 годы в СССР было построено около 110
ракетных катеров серии 183-Р. Часть из них поступила на экспорт в страны социалистического лагеря и Ближнего Востока, а также Китаю, где эти катера вскоре стали строиться по лицензии.
Во всем мире так называемому "москитному флоту" не уделялось должного значения. Но вскоре отношение к нему резко изменилось после первого успешного боевого применения катеров этой серии. В 1967 году тремя ракетами П-15, пущенными со стоявших в гавани Александрии двух египетских
ракетных катеров типа 183-Р, был потоплен израильский эсминец "Эйлат".
А случилось это так...
В октябре 1967 года эскадренный миноносец "Эйлат" патрулировал акваторию Синайского полуострова, куда пытались прорваться египетские катера. 21 октября, когда "Эйлат" находился примерно в 15 милях от гавани Порт-Саида, на радаре эсминца были зафиксированы два ракетных катера египтян, находившиеся в акватории Порт-Саида. Но капитан "Эйлата" Ицхак Шошан не придал им особого значения, считая, что ему следует опасаться только подводных лодок. И как выяснилось, зря. Около 17 часов сигнальщик доложил о двух вспышках и клубах дыма со стороны гавани Порт-Саида. Через несколько минут капитан "Эйлата" приказал сыграть боевую тревогу, открыть огонь из 40-миллиметровых автоматов по приближающимся ракетам и повел корабль противолодочным зигзагом. Но несмотря на это, первая ракета попала в машинное отделение эсминца, а вторая ракета поразила котельное отделение. Эсминец потерял ход, стал заваливаться на бок и тонуть. Вскоре его настигла и третья ракета египтян, четвертая упала в море. В результате срабатывания глубинных бомб, имеющихся на борту эсминца, корабль развалился на две части и затонул. При этом погибли 47 и ранены 81 членов экипажа из 199 человек, всего находящихся на борту. Ракетный залп, потопивший израильский эсминец, был сделан двумя египетскими
катерами проекта 183-Р, которые находились в акватории Порт-Саида.
Произошедший инциндент подвергался тщательному анализу военных аналитиков и заставил пересмотреть в большинстве своем скептическое отношение глав морских флотов мира к возможностям малых ракетных кораблей. Обладая небольшой стоимостью, ракетные катера, используя возможности крылатых ракет и свои скоростные качества, могли наносить огромный урон противнику. Так группа из двух-трех ракетных катеров вполне могла настигнуть и потопить тяжелый авианосец или крейсер. Вскоре многими государствами мира было принято решение о постройке или закупке у Советского Союза
ракетных катеров проекта 183-Р и ракетных катеров проекта 205.