Составляем список именных МРК, базировавшися в Гранитном  (Прочитано 18552 раз)

Оффлайн Alexander

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 366
  • Пол: Мужской
Уважаемые, давайте составим список всех малых ракетных кораблей, которые базировались в губе Долгой Западной.

Фотографии оных весьма приветствуются.


Начну:

"Айсберг"
"Бурун"
"Ветер"
"Волна"
"Заря"
"Метель"
"Прибой"
"Рассвет"
"Туча"
"Ураган"



Известные бортовые номера МРК:

Айсберг: 511, 523, 535(1988), 560
Бриз: ???
Бурун: 559, 566(1990), 570
Буря (головной корабль серии), он же МРК-3: ???
Ветер: 527, 523, 524(1995), 572(1978)
Вихрь: 351(1976), 425(1987), 432(1994), 438(05.1990), 955, 966, 978(1975)
Волна: 528, 927(1977), 950(1973), 943(1973)
Гейзер: 555(1990)
Град: 506, 552(1987), 567, 582(1990), 941(1973)
Гроза: 358, 363, 604(1980), 604(1986), 611, 613(1982), 614(1984), 619(1990), 970, 977(1973)
Гром: 361(1976), 604(1982), 605(1984), 607(1986), 608, 622(1990), 818(1979), 976(1977)
Зарница: 363(1976), 606(1990), 607, 618, 621(1990), 972, 973
Заря: 925(1977)
Зыбь (Штиль, Михаил Девятаев, Комсомолец Мордовии)(зав.№70): 605(1986), 608(1982), 609(1984), 620(1990)
Зыбь (зав.№80): 457, 560(1991)
Иней: ???
Ливень (зав.№83): 475(1991), 551(1991)
Ливень (зав.№1005): 415(1990), 418(2000), 422(1987)
Метель: 542, 923(1977)
Метеор: 580(1989), 590(1990)
Мираж: 454, 603(1986), 605, 613, 616(1986), 617(1990)
Молния: 558(1989), 595(1990), 945(1973)
Мороз: 402(05.1990), 409(2000), 434, 450
Муссон: 414(1984)
Накат: 502(1987), 526(1988)
Пассат: 465, 570(1990)
Перекат: ???
Прибой (зав.№74): 509, 540(1991)
Прилив (зав.№75): 475(1985), 538, 562(2000), 599
Радуга: 564(1990), 597(1986), 942
Рассвет: 512, 524, 534, 555, 520(1996)
Разлив: 450(2000)
Смерч: 415, 418, 423(2000), 450(1987), 405(1987)
Тайфун: 400(1988), 401(1983), 415(1984), 425, 427, 994
Туча: 505(1993), 524(1988), 527(1987)
Ураган (зав.№73): 525, 540, 533(1997), 547(1988)
Циклон: 412(05.1987)430, 435(1985), 438, 444(05.1990)
Шквал: 551, 565, 567, 915
Шторм: 567, 577(1990), 587(1978), 953



Интересна также дальнейшая судьба каждого корабля. У кого есть какая-либо информация - отпишите.

Оффлайн Дмитриев Макс

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 96
  • Пол: Мужской
Помню еще один,с квадратными шахтами,по четыре ракеты на борт.А вот с именем сложнее,или Накат,или Прибой.

Оффлайн Юрий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Пол: Мужской
МРК "Туча" (1980-2006), дожил до своего 25-летия, выставлен был на аукцион и долго стоял на рейде Североморска, продан в 2006 под разделку и пущен на металлолом.
Разделан на заводе в Росте.



Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1320
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ

Оффлайн Юрий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Пол: Мужской
МРК "Туча" в Полярном у 10 причала 01.03.2004г.



Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1320
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ

Оффлайн Chigir

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
Привет друзья. Фотография сделана в сентябре-октябре 1979 г. Самый низкий- "ВЕТЕР", только что пригнанный, в т.ч. мной, из Ленинграда. Остальные: "МЕТЕЛЬ" (я служил на нем до МРК "ВЕТЕР"), "ВОЛНА", а четвертый не помню.



Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1320
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
chigir, а не помнишь ли, на "Метели" служил рулевой-сигнальщик Яворский? Мы с ним одного призыва 1976 осень. Он как и я севастополец.

Оффлайн Chigir

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
MUSTAFA привет. Сдается, мы с тобой одного призыва и вместе проходили курс молодого бойца. Один из старшин был из Кронштадта, я,кстати призывался тоже оттуда. Еще азербайджанец был, кажется, Алиев. Имел справку об окончании 2-го курся Бакинского универа ф-т журналистики, а на политзанятиях на карте мира Москву искал в Ю.Америке. Помню как нас на оказии привезли ночью в Гранитный, был ужасный мороз и в казарме не было окон. Приходилось накрываться матрасами. И вот тогда я впервые увидел северное сияние, правда не цветное.Фамилия  Яворский-очень знакома. Если бы ты напомнил еще какие-нибудь эпизоды, может и моя память заработает лучше. После курса я попал в котельную, а потом перешел на "МЕТЕЛЬ". С наступающим праздником всех.

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1320
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Да, без сомнения, фамилия Чигирь мне знакома, помню и то, что ты из Кронштадта. У тебя ешё такой как бы курносый нос необычной формы, рост не малый и волос светлый. Курс молодого бойца я помню, Алиева вспомнил, он самый спокойный был, там ещё чи грузины, чи чечены старшинами были - нас подъём - отбой гоняли. Ночную оказию, нас привезшею, помню. Какие то баржи по ночам разгружали. Ещё среди нас такой клоун был - Сажин фамилия. Его трудно было не запомнить, Всё грузины подкалывали: типа - попка аппетитная)))))) :D Ещё среди годков помню из Казахстана немцы Данчула и Лейникер. Зело борзой народ. Ещё был нашего призыва Зварыч, западенец, у которого грешки уголовные были на гражданке, а он на службу слинял, таки достали и там. Доставили на родину и отдали под суд. Не знаю сколько дали. Холод в казарме помню, северное сияние поразило, никогда не думал что оно разноцветное бывает. Яворского я видел лишь урывками, на МРК у нас работы немного было. Нас с этого призыва было трое из Севастополя: я, Юра Марин (тоже в СРМ служил в качегарке) и Яворский на Метель попал кажется, рулевым - сигнальщиком. Сейчас попробую по фамилиям перечислить своих годков, кого помню. Мицак, Каштанов, Демьянеко, Бут, Катерников, Ратушный, Восканян, Рыжков, Степа Згурян, Саша Чапыгин, Чепижко, Сажин, Онгарбаев, Осис, Швец, Добромыслов и др. Много нас было...

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1320
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Да не ко сну будет прочитано.... Вечная память!

Дело «Муссона»

«Курск», «Комсомолец», «Адмирал Нахимов», «Эстония» – об этих трагедиях минувшего века знают многие. А вот о гибели малого ракетного корабля...

...(МРК) «Муссон» известно даже не всем профессионалам – так ее в свое время засекретило военное руководство СССР!

МРК проекта 1234 (НАТОвская классификация – «Nanuchka») относится к классу ракетных кораблей и предназначен для уничтожения крупных надводных суден и наземных объектов. Основное оружие – 6 крылатых ракет комплекса П-120 «Малахит» (дальность стрельбы до 150 км), размещаемых в транспортно-пусковых контейнерах в средней части корабля (по 3 побортно). Для защиты от воздушных целей корабль оснащен спаренной 57-мм артустановкой АК-725 и пусковой установкой ЗРК «Оса-М». Полное водоизмещение судна – 700 т, стандартное – 610 т; длина – 59,3 м, ширина – 11,8 м, осадка – 3 м. Мощность дизельной установки – 3x10 000 л.с., скорость полного хода составляет 35 узлов, а дальность плавания 18-узловым ходом –1500 миль. Экипаж корабля состоял из 60 человек.

МРК «Муссон» был заложен на стапеле Владивостокского судостроительного завода (ССЗ) 14 июля 1975 года и уже через шесть лет был спущен на воду. 9 февраля 1982 года корабль был зачислен в боевой состав Тихоокеанского флота, а еще через пять лет – 16 апреля 1987 – года ушел на дно Японского моря, унося с собой 39 матросов из 76 находящихся на борту…

Так что же случилось в тот злополучный день? Солнечным весенним днем отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе малого противолодочного корабля №117, МРК «Вихрь» и «Муссон» и двух ракетных катеров вышел в море для отработки стрельб ЗРК. Первоначально стрельбы были запланированы еще на 26 марта, но несколько раз переносились, в чем некоторые усматривают чуть ли не вмешательство потусторонних сил – дескать, само провидение стремилось уберечь «Муссон» от гибели…

Прибыв в назначенную точку, корабли перестроились в ордер для стрельбы. Первоначально предполагалось, что ракетные катера дадут залп по МПК, а «Муссон» и «Вихрь» будут на достреле. Но, как часто бывает, этот план неоднократно менялся и в окончательном варианте выглядел следующим образом: «Муссон» движется малым ходом (есть данные, что он вообще застопорил ход), а один из ракетных катеров с дистанции всего чуть более 11 миль производит залп двумя ракетами. Почему план изменили, думаю, объяснять не надо – очень уж кому-то хотелось заработать хорошую отметку.

В 18.36 катер выпустил первую ракету-мишень. Цель тут же была взята на автосопровождение и сразу после ее входа в зону поражения была обстреляна ЗРК «Оса-М». А вот дальше произошло невероятное: несмотря на то что ракеты разорвались в зоне поражения, цель продолжила полет, более того, она изменила траекторию и понеслась на «Муссон»! К чести «муссоновцев», они еще успели дать по ней очередь из зенитного автомата. Но помочь это уже не могло – ракета врезалась в надстройку. И все бы ничего, ведь обстреляли же как-то россияне украинский траулер, а закончилось все несколькими ушибами да переломами. Вся беда была в том, что из-за малой подлетной дистанции в ракете оставалось приличное количество топлива и окислителя. Вот они-то и полыхнули. Корабль был обречен…

Вы скажете: почему это обречен? Потушили пожар – и всего-то! Но дело в том, что в то время во всех конструкциях кораблей и даже подводных лодок активно использовались алюминиево-магниевые сплавы (АМГ). Я думаю, нет нужды рассказывать об их высокой горючести. Многие, наверное, готовили в детстве кустарную пиротехнику из смеси алюминиевых и магниевых опилок… Так экономическая выгода производства перевесила вопросы безопасности...

Однажды довелось мне прочитать, что во время пожара конструкции из АМГ плавились, как пластилин. Но так не бывает. АМГ не плавится, он горит! Горит как электросварка, распространяя едкий дым! Кроме того, ракета «рванула» прямо в ГКП, погиб командир МРК капитан 3 ранга В. Рекиш, корабль был обесточен, лишился хода и связи, да и системы пожаротушения были разрушены... Другие корабли тоже не могли ничем помочь: чтобы передать с них пожарные рукава, необходимо было стать борт о борт с «Муссоном», но в любой момент мог «рвануть» боезапас. Пытались, правда, поливать с расстояния, но все было бесполезно: вода испарялась, так и не попав на горящий корабль...

В результате принявший на себя командование помощник командира старший лейтенант И. Голдобин и замполит корабля старший лейтенант В. Загоруйко приняли решение эвакуировать личный состав. Они же, по старой офицерской традиции, последними и покинули обреченный корабль. Было 19.20 по местному времени… А в 21.55 на горящем корабле стали рваться артиллерийские снаряды и зенитные ракеты.

В 23.30 «Муссон» затонул на глубине 2900 метро в 33 милях от острова Аскольд…

Валерий Голодный
+ к этому -     http://www.index.org.ru/mayday/pasko/59.html
И ещё -      http://lto.narod.ru/index.html
Форум Муссона: http://musson.zbord.ru/


Фото оттуда:

Жаров; Павел

  • Гость
На артиллерийских дивизионных стрельбах помню основная задача была не попасть в друг- друга,ведь одновременно стреляли 8*4=32 пушки АК230 по пикирующей мишени.Все ждали результата и когда выловили мишень то нашли лишь одну вмятину-то ли о воду при падении то ли кто-то успел кувалдой приложиться,ведь резали же сетку на плотиках-мишенях чтобы на причале встретили с жареным поросенком.

Оффлайн Chigir

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
Mustafa-это я. Завидую твоей памяти. А нос у меня сломан в детстве при помощи бокса. Помню еще с нами был парень музыкальный. Перпл на гитаре отлично играл. Вдруг какие-нибудь фотки с ребятами есть-выставь. Плеснешь бальзамчика на душу.

Оффлайн Mustafa

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1320
  • Пол: Мужской
  • Из СРМ
Mustafa-это я. Завидую твоей памяти. А нос у меня сломан в детстве при помощи бокса. Помню еще с нами был парень музыкальный. Перпл на гитаре отлично играл. Вдруг какие-нибудь фотки с ребятами есть-выставь. Плеснешь бальзамчика на душу.
Рад встрече, хоть и виртуальной! Фотки что были уже выложил, смотри в темах. Даже на личной страничке выложил. Тогдашнюю и теперешнюю. Помоги расшарить форум - пиши сюда почаще что б всем было интересней. Фотки, если есть запость. А то народ что то инертный.

Оффлайн Юрий

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
  • Пол: Мужской
МРК "Ураган" командир Клюев и МРК "Прибой" командир Бондаренко(1986г), 292 ДМРК, базировались в Гранитном, и пошли на металл совершенно здоровыми и боеспособными.

А. Шефер

  • Гость
В 1981 году (могу ошибаться +- 1 год) 292 днмрк в составе 6 МРК (командир кап.2р. Цветков В.А. - "дед") был разделен на два дивизиона - собственно 292 днмрк (командир кап.2р. Цветков В.А.), оставшийся базироваться в п.Гранитный, и 294 днмрк (командир был назначен из прибывших с ЧФ) с базированием в п.Лиинахамари. Номера дивизионов унаследованы от упраздненных дивизионов торпедных катеров.

Итак, 292днмрк:
- МРК "Ветер" пр.1234.1 - 1978 г. постройки; в 1985г. после среднего ремонта поставлен в консервацию в г. Сайда (при этом смена командиров Митько В. - Ивасько П.);
- МРК "Айсберг" пр. 1234.1 - 1979 г. постройки. Первые командиры Гостев А.С., Тухватуллин К.Х., кто-то с ЧФ - долго не задержался, Жуков В. Проходил средний ремонт. До сих пор в строю; 
- МРК "Туча" пр. 1234.1 - 1980 г. постройки, предназначался для БФ, прибыл с балтийским экипажем. Второй командир Филиппов В.В. Затем Ильин А. Без ремонтов прослужил до списания;
- МРК "Ураган" пр. 1234.1 - прибыл в Гранитный в 1984 г. Первые командиры к.3р. Клюев А.И., Сивак П.В., Пошивайло С.; Проходил средний ремонт;
- МРК "Прибой" пр. 1234.1 - прибыл в Гранитный в 1985 г. Первые командиры к.3р. Бондаренко П.А., Федотов М.Р.; Встал в средний ремонт и оказался в консервации;
- МРК "Накат" пр. 1234.7 - прибыл  в Гранитный в 1987 г. Опытный с пусковыми установками ракетного комплекса "Оникс" (12 крылатых ракет). Первый корабль с РЛК "Монолит" вместо РКС "Титанит". Первый командир к.3р. Вашец М.Г. Затем Кипоть А.И., Попов О.;
- МРК "Рассвет" пр. 1234.1 - прибыл в Гранитный в 1989 г. Первый командир к.3р. Баев С.И. Затем Лидинчук В. Через некоторое время передан в состав 294днмрк.

294 днмрк:
- МРК "Волна" - пр.1234;
- МРК "Заря" - пр. 1234;
- МРК "Метель" - пр.1234;среди командиров Пилипас А.И., Донцов В.И.;
- МРК "Рассвет" - пр. 1234.1

Оффлайн Romanov

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 57

Купреенков Владимир Фили

  • Гость
Первое, может не совсем корректное,  я бы предложил расположить МРК, базирующиеся в Гранитном по заводским номерам или просто по именам. Это придаст определенный статус годковщины, да и порядка в конце-то концов.
Для администратора, с учетом того, что я не совсем в теме Вашего сайта а еще потому, что был командиром мрк !Волна" и "Ветер" , просто напишу, сделаю вброс про МРК "Волна".
МРК "Волна" пр 1234 был четвертым корпусом данного проекта. 1-й экипаж (насколько помню) к-р кап.3 ранга Алексеев, его сменил кап.3 ранга ЧЕРОКОВ Георгий Всеволдович, ЗПЧ ... л-т Ивашкевич...., п-к ст. л-т Буточников.В..., к-р БЧ-1 ст. л-т Годзевич В...., к-р БЧ-2 ст. л-т Поденежный В.И., н-к РТС- к-р БЧ-4 кап. л-т  Тарасенко С.С., к-р БЧ-5 кап л-т Жигас Эдмондас Яронимас Миколович, мичманы Беднов Ю.А.,Румянцев Ю.А., .Пилявский В...старшины и матросы Лубенец, Евпак, Шуклов и др..,
В 1974 году в феврале месяце вместо помощника командира ст. л-та Буточникова был назначен л-т Купреенков Владимир Филиппович. В апреле 1974 года в соответствии с указаниями ГК ВМФ мрк "Волна" пошла на выполнение специального задания на СФ. Переход должен быть осуществлен по ВСП (внутренним судоходным путям).  17.06.74 мы прибыли в Северодвинск.. Далее было успешное выполнение поставленной Правительством задачи и было принято решение оставить МРК "Волна" на СФ для передачи опыта. С учетом того, что все командиры БЧ уже были назначены во вновь образованный дивизион МРК в Лиепае, на Волне прошли новые назначения.
к-р корабля кап 3 ранга СЕДЕНКО В.В., ПК л-т КУПРЕЕНКОВ В.Ф,, ЗККпп л-т ИВАШКЕВИЧ В..., к-р БЧ-1  л-т ДИДУС В.С., к-р БЧ-2 л-т Тухватуллин К.Х., К-р БЧ -4 РТС  ст. л-т Симоненко И.....к-р  батареи л-т ЕВРЕИНОВ Н.Л..,к-р БЧ-5 кап. л-т Губанов В.Т.
В том же 1974 году в соответствии с предыдущими планами Волна ушла в Ригу на 177 СРЗ для проведения среднего ремонта.Но это уже совсем другая история.
В феврале 1996 года командиром МРК "Волна" был назначен ст. л-т КУПРЕЕНКОВ В.Ф., а замполитом , один из лучших замов на этом корабле старший лейтенант Виктор Иванович Глазунов.
Остальную историю мрк "Волна" с 1974 по 1976 могу изложить в других,  интересных историях

Купреенков Владимир Фили

  • Гость
Мрк "Волна"
« #18 : 29 Апреля 2010, 17:40:08 »
Первое увольнение из Гранитного с МРК "Волна"


Купреенков Владимир Фили

  • Гость
Есть предложение администратору расположить  составляющие сайта по названиям кораблей. Это будет интересней и каждый сможет прочитать о своем. По-моему это будет неплохо. На Ваше усмотрение. Валить все в одну кучу не совсем корректно. С уважением В. Купреенков